«ЦАГИ»: Уникальные пилотажные стенды на службе науки
01.09.2020 7 006 0 +263 Lenga

«ЦАГИ»: Уникальные пилотажные стенды на службе науки

---
+263
В закладки

«ЦАГИ»: Уникальные пилотажные стенды на службе науки управления, отделения, динамики, системы, полета, задач, сейчас, стендов, аппаратов, летательных, систем, решений, исследования, стенды, самолетов, летных, создания, пилотажные, характеристик, результате

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского (ФГУП «ЦАГИ») — один из мировых центров авиационной науки, обладающий уникальной экспериментальной базой. Мы посетили отделение динамики и систем управления летательных аппаратов (НИО-15) и пообщались с заместителем начальника этого отделения Андреем Георгиевичем Бюшгенсом.

Чем сейчас занимаются специалисты ЦАГИ?

Компетенции ЦАГИ столь обширны, что я поостерегусь отвечать на этот вопрос и посоветую адресовать его руководителям общецаговского масштаба.

«ЦАГИ»: Уникальные пилотажные стенды на службе науки управления, отделения, динамики, системы, полета, задач, сейчас, стендов, аппаратов, летательных, систем, решений, исследования, стенды, самолетов, летных, создания, пилотажные, характеристик, результате

Ну хорошо, в таком случае сузим вопрос: над чем работают в Вашем отделении?

Динамика полета и системы управления летательными аппаратами всегда являлись одними из важнейших направлений научного поиска ЦАГИ.

Специалисты отделения проводят анализ устойчивости и управляемости летательных аппаратов (ЛА), синтез алгоритмов управления, исследования динамики ЛА с учетом упругости конструкции и жидкого наполнения баков. Ведется разработка активных систем снижения нагрузок на конструкцию ЛА и мероприятий, направленных на повышение комфорта экипажа и пассажиров, безопасности полета и улучшения информационного обеспечения пилота.

В аэродинамических трубах ЦАГИ проводятся экспериментальные исследования нестационарных аэродинамических характеристик моделей ЛА и дается оценка влияния упругих деформаций конструкции на характеристики устойчивости и управляемости.

Важное место занимает разработка математических моделей аэродинамики, включая большие и сверхкритические углы атаки.

В ЦАГИ разработаны методы исследования оптимальных ветвящихся траекторий выведения космических летательных аппаратов (КЛА) на орбиту при наличии ограничений на управление и фазовые переменные. Созданы методы исследования динамики безопасного разделения составных ЛА в атмосфере.

Ведется разработка методов управления планирующими парашютными системами, обеспечивающими автоматическую посадку в заданную географическую точку с применением спутниковой системы навигации; изучается влияние параметров самолета на его эффективность при целевом применении.

Помимо классических аналитических и расчетных методов важной составляющей нашего исследовательского арсенала являются пилотажные стенды. Они незаменимы в тех ситуациях, когда речь идет о участии летчика в процессе управления или контроля за действиями автоматических систем. Пилотажные стенды, как и обучающие тренажеры, содержат устройства, воздействующие на органы чувств человека для создания в наземных условиях иллюзии полета: системы визуализации, подвижности, загрузки рычагов управления, кабины ЛА и т. д.

Установки этого типа предназначены для решения широкого круга задач, в частности:

  • Отработка динамики и систем ручного и полуавтоматического управления самолетов
  • Выбор технических решений по конструкции рычагов управления (центральные/боковые ручки, штурвалы) и оптимизация их характеристик
  • Оценка эффективности самолетов при выполнении целевых задач
  • Выбор рациональных видов пилотажно-навигационной и боевой индикации
  • Отработка пилотирования на сложных режимах (штопор, сваливание, «кобра», палубная посадка, отказные ситуации и т. д.)
  • Сопровождение летных испытаний
  • Анализ летных происшествий,
  • а также многих других проблем, как тематического характера, так и сопутствующих созданию новых образцов самолетов.

    Становление стендового комплекса нашего отделения происходило в условиях действия режима «железного занавеса» и при отсутствии в советской авиационной промышленности специализированного предприятия, обладавшего необходимыми компетенциями. Как это бывает в таких случаях, все пришлось делать самим. Но нет худа без добра: в этот период были созданы установки с оригинальными техническими решениями по многим базовым компонентам, закрывавшие многие годы потребности объектовых и тематических исследований:

  • В каких известных проектах были задействованы пилотажные стенды ЦАГИ?
  • Организационная структура некогда советского, а теперь российского авиационного комплекса такова, что ни один значимый проект не может миновать участия и ответственности ЦАГИ, в том числе и при оценке пилотажных характеристик. Тем самым стендовая база отделения и соответствующие специалисты были активными участниками всех громких отечественных авиационных проектов (воздушно-космический самолет «Буран», истребители поколений 4, 4+ и 5, военно-транспортная, бомбардировочная и штурмовая авиация, пассажирские самолеты семейств «Ту», «Ил», «Як», SSJ-100, МС-21 …).

    Какие пилотажные стенды сейчас эксплуатируются в Вашем отделении?

    Состав стендов отделения оптимизирован, исходя из соображений минимальной достаточности (минимальным парком закрыть все разновидности задач). Необходимая для этого универсальность установок в пределах определенного класса летательных аппаратов (маневренные/неманевренные) достигается благодаря использованию легко изменяемого программного обеспечения (модели динамики ЛА, виды индикации) и вариабельных технических решений (типы рычагов управления штурвал/боковая ручка/ центральная ручка и характеристик их загружения).

    «ЦАГИ»: Уникальные пилотажные стенды на службе науки управления, отделения, динамики, системы, полета, задач, сейчас, стендов, аппаратов, летательных, систем, решений, исследования, стенды, самолетов, летных, создания, пилотажные, характеристик, результате

    ПСПК-102, созданный в годы работы над национальной программой БУРАН-ЭНЕРГИЯ, был призван обеспечить отработку ручных и полуавтоматических режимов управления ВКС на атмосферном участке полета от схода с орбиты до касания ВПП, включая тренировку экипажей перед полетами по программе горизонтальных летных испытаний. И с этой задачей стенд блестяще справился. В этом смысле весьма примечательны слова летчика-испытателя Р. А. А. Станкявичюса, сказанные им после первого испытательного полета: «Можно было и не летать. Все, как на цаговском стенде». Подобные слова специалисты отделения слышат от летчиков-испытателей, работающих по разным программам, достаточно часто. Более того, работы по системам стендов и их программному обеспечению не останавливаются до тех пор, пока эти слова не будут произнесены.

    Надо заметить, что получение соответствующих квот от общего бурановского финансового пирога ­- огромная заслуга прежних руководителей ЦАГИ. Благодаря их энергии отделение получило уникальную (и не только в национальном масштабе) исследовательскую установку, которая в результате серии модернизаций до сих пор поддерживается на уровне лучших мировых образцов.

    «ЦАГИ»: Уникальные пилотажные стенды на службе науки управления, отделения, динамики, системы, полета, задач, сейчас, стендов, аппаратов, летательных, систем, решений, исследования, стенды, самолетов, летных, создания, пилотажные, характеристик, результате

    После завершения программы БУРАН стенд был конвертирован на тематику магистральных самолетов и в этом качестве остается лучшей отечественной исследовательской установкой, чему в немалой степени способствовал компьютерный бум девяностых годов. В результате практически все системы стенда: визуализация, подвижность, рычаги управления переведены на высокопроизводительное цифровое управление. Все это позволяет установке оставаться «на плаву» и успешно участвовать в статусных программах создания новых отечественных самолетов SSJ-100 и МС-21. Более того, после падения «железного занавеса» уникальные возможности установки и компетенции цаговской школы полунатурного моделирования были по достоинству оценены зарубежными коллегами, что вылилось в участие в международных проектах (SUPRA, SAFEMODE) и контрактах с зарубежными фирмами (Boeing, CAE и др.)

    «ЦАГИ»: Уникальные пилотажные стенды на службе науки управления, отделения, динамики, системы, полета, задач, сейчас, стендов, аппаратов, летательных, систем, решений, исследования, стенды, самолетов, летных, создания, пилотажные, характеристик, результате

    Пилотажный стенд ПС-10М — продукт глубокой модернизации (фактически был сохранен только сферический экран) устаревшей установки, созданной в семидесятых годах для экспериментального изучения динамики истребителей на режимах боевого применения. Надо сказать, что в те далекие годы для создания сферического купола аксакалы отделения применили весьма оригинальную технологию: был склеен и накачан воздухом резиновый «мячик» диаметром 8 м (!), поверх мячика был нанесен слой монтажной пены, после высыхания пены мячик был удален, а внутренняя поверхность отшлифована до идеальной сферической формы.

    «ЦАГИ»: Уникальные пилотажные стенды на службе науки управления, отделения, динамики, системы, полета, задач, сейчас, стендов, аппаратов, летательных, систем, решений, исследования, стенды, самолетов, летных, создания, пилотажные, характеристик, результате

    При модернизации в результате применения современных технических, аппаратных и программных решений отделение получило установку, обеспечивающую решение практически всех задач тематики маневренных самолетов: от общепилотажных проблем до оценки эффективности истребителя в групповом воздушном бою и отработки палубного базирования.

    «ЦАГИ»: Уникальные пилотажные стенды на службе науки управления, отделения, динамики, системы, полета, задач, сейчас, стендов, аппаратов, летательных, систем, решений, исследования, стенды, самолетов, летных, создания, пилотажные, характеристик, результате

    «ЦАГИ»: Уникальные пилотажные стенды на службе науки управления, отделения, динамики, системы, полета, задач, сейчас, стендов, аппаратов, летательных, систем, решений, исследования, стенды, самолетов, летных, создания, пилотажные, характеристик, результате

    В последние годы стендовая база отделения пополнилась совершенно новой установкой ПСМС, созданной в обеспечение программы разработки российского среднемагистрального самолета МС-21, причем впервые в цаговской практике в дополнение к традиционным функциям пилотажного стенда на него возложена часть задач, так называемой «электронной птицы», т. е. отработки бортовой реализации аппаратных и программных решений системы дистанционного управления. Надо сказать, что сейчас эта установка переживает свой звездный час: идут летные испытания самолета и весь цикл работ по их сопровождению (отработка алгоритмов, новаций, касающихся боковых ручек, отработка отказов, валидация бортового ПО и т. д.) обеспечивается стендом и его персоналом.

    «ЦАГИ»: Уникальные пилотажные стенды на службе науки управления, отделения, динамики, системы, полета, задач, сейчас, стендов, аппаратов, летательных, систем, решений, исследования, стенды, самолетов, летных, создания, пилотажные, характеристик, результате

    Надо сказать, что судьба наших установок в чем-то схожа с человеческими судьбами: рождение, расцвет, зрелость, умирание. Средняя длительность цикла 30-40 лет. Существенная разница: человека, к сожалению, нельзя модернизировать. За почти 70-летнюю историю отделения мы уже похоронили четыре стенда: МК-10, ПСПК-1,-2,-3. При этом ПС-10М и ПСПК-102 — крепкие, работающие пенсионеры. ПСМС — в самом соку. Тем временем предпринимаются усилия по зачатию двух новых установок.

    «ЦАГИ»: Уникальные пилотажные стенды на службе науки управления, отделения, динамики, системы, полета, задач, сейчас, стендов, аппаратов, летательных, систем, решений, исследования, стенды, самолетов, летных, создания, пилотажные, характеристик, результате

    В перестроечные годы представители цаговской школы полунатурного моделирования выступили в новом для себя амплуа: разработчиков и поставщиков пилотажных стендов для сторонних потребителей (несколько пилотажных стендов для РСК «МиГ», АО «ГСС», инженерные тренажеры для китайских НИИ — FACRI и CFTE и т. д.).

    Таким образом, можно констатировать, что цаговская школа полунатурного моделирования не только не захирела, но оформилась в крепкое направление, представленное всеми поколениями специалистов и по-прежнему притягательное для молодежи в силу приятного сочетания инженерной и научной составляющих и возможности «пощупать» результаты своей деятельности.

    «ЦАГИ»: Уникальные пилотажные стенды на службе науки управления, отделения, динамики, системы, полета, задач, сейчас, стендов, аппаратов, летательных, систем, решений, исследования, стенды, самолетов, летных, создания, пилотажные, характеристик, результате

    Более того, как это уже бывало в истории ЦАГИ (создание ЛИИ, ЦИАМ, ВИАМ и т. д.), эта школа выполнила «живородящую» миссию: на её основе родилось и сформировалось новое промышленное предприятие АО ЦНТУ «Динамика», которое сейчас занимает доминирующее положение на отечественном тренажерном рынке.

    Фото и текст: Бионышева Елена

    Фото: Алексей Клиндухов
    уникальные шаблоны и модули для dle
    Комментарии (0)
    Добавить комментарий
    Прокомментировать
    [related-news]
    {related-news}
    [/related-news]